Погода

 

Карта

 

Контакты

 

 

Тышлер Александр Григорьевич 
(1898-1980)

Родился 14 (26) июля 1898 года в Мелитополе (ныне — Запорожская область Украины)в семье ремесленника. 

Посещал занятия в Киевском художественном училище (1912–1917), а также школу-студию А.А.Экстер в Киеве (1917–1919) и мастерскую В.А.Фаворского в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1921–1923). В годы революции и гражданской войны служил художником при штабе Красной Армии на Украине (1919–1920), оформлял политические празднества, агитпоезда и «окна РОСТА». С 1921 жил преимущественно в Москве. Примыкал к созданной К.Н.Редько группе «Электроорганизм» (1922), был одним из членов-основателей «Общества художников-станковистов» (ОСТ; с 1925). 

Самобытный стиль Тышлера, причудливо сочетающий лирическую экспрессию с сюрреальным гротеском, сложился в начале 1920-х годов, окончательно оформившись на фоне официального курса на политически-выдержанную «тематическую картину». 

Картины мастера слагались в большие многолетние серии (Гражданская война, 1922–1955; Махновщина, 1922–1965; Соседи моего детства, 1930–1968; Цыгане, 1931–1964; и др.). Испытывая все большие экспозиционные затруднения, мастер нашел творческий выход в искусстве сценографии, создав целый ряд шедевров, среди которых наиболее известно оформление шекспировского Короля Лира для Московского еврейского театра С.М.Михоэлса (1935). Более поздние живописные серии Тышлера по-прежнему острогротескны (подобно Фашизму, 1966–1968), но в целом скорее лирически-созерцательны (Кариатиды, 1964; Кукольный театр, 1964–1967). 

Ранней весной на все лето и осень Тышлер уезжал работать в Верею. Его дом стоял на краю городка, неподалеку от поля и извилистой речки Раточки с удивительно прозрачной водой.Прямо, без сеней, была большая комната с уютной русской печью. За печью стояли тахта и стол. Узенькая хлипкая лестница вела наверх, в маленькую комнатку, – там была мастерская с балкончиком. Ветки вписывались в окна. Тышлер умел делать все: сам топил печь, приносил воду, мастерил скамейки, писал этюды или резал из дерева скульптуру, принося из леса подходящий материал. Дом Тышлера в  Верее после смены хозяев, не сохранился. 

Александр Григорьевич - странный, ни на кого не похожий и потому нелегкий для зрителя художник. Его этим много и долго попрекали, мешая работать. Но он оставался самим собою, потому что иным стать не мог и не хотел. Он живописец и график, театральный художник, скульптор и во всех этих видах искусства - на холсте, на бумаге, на сцене - безудержный фантазер и мечтатель, изображающий мир всегда преображенным с помощью своеобразного языка зримых метафор.

Его творчество стало важным стимулом развития послевоенного «неофициального искусства».



не сохранившийся  дом Тышлера  (г. Верея)