Никифиров Иван Михайлович
(1897-1971)
Самобытный художник Никифиров Иван Михайлович родился 29 августа 1897 году в деревне Монаково недалеко от города Верея (Московская губерния) в большой крестьянской семье.
Художественного образования не получил. К одиннадцати годам окончил два класса церковноприходской школы и был отдан в Москву учеником к кондитеру. Работа была тяжелая. Учеников поднимали ни свет ни заря носить воду и дрова, а потом обкатывать горячие карамельные заготовки. Пару раз обварился и ушел к шорнику: шил кошельки, женские сумочки и конскую сбрую. Окунулся в мрачную бездну Хитрова рынка и только чудом не сгинул в его шевелящейся гнилой яме. Был разнорабочим в магазине.
Когда в 1914 году началась Первая мировая война, ему едва исполнилось семнадцать лет, из Вереи его призвали на войну. Отшагав солдатом в пехоте мировую, отвоевав на Украине в Красной армии артиллеристом, а затем бойцом батальона ВЧК всю гражданскую, вернулся в 1920-х годах в свое родное село. Он активно включился в коллективизацию, был даже председателем колхоза. Женился, родились дети.
В поисках лучшей доли в середине 1930-х годов уехал в Москву и поступил на завод. Трудился исправно, но однажды опоздал на работу и невзначай попал под свежий указ. До суда дело не дошло, но был уволен и смог устроиться грузчиком лишь в Подмосковье на станции Пушкино. С началом Великой Отечественной войны работы на станции значительно прибавилось. Днем и ночью шла активная эвакуация на восток страны государственного имущества. В 1942 году произошел несчастный случай: из-за оборвавшегося троса Ивана Михайловича придавило ящиком со станком. Иван Михайлович около года лечился в железнодорожной больнице. При выписке получил инвалидность, а чтобы прожить, пристроился через кого-то из знакомых здесь же, на станции, ночным сторожем пакгауза.
С обеих сторон здания вокзала стояли станционные сторожки. В одной из них, той, что со стороны Москвы, называемой «южным блоком», и поселился сторож Иван Никифоров. На первом этаже был склад для железнодорожного инвентаря, а на втором, на шестнадцати квадратных метрах, разместилась приехавшая к нему из деревни семья – жена Вера Алексеевна, три дочери и сын.
Так и прожил под грохот поездов почти четверть века, пока в 1960 году шестидесяти трех лет от роду не вышел на пенсию и, попав под отселение из общежития железнодорожных рабочих, получил двухкомнатную квартиру № 15 в доме № 5 по Московскому проспекту в Пушкино.
На пенсии стал писать романы о прожитой жизни, к которым позже сделал иллюстрации тушью и акварелью на оберточной бумаге и листах обоев. Творчество проходило на фоне бытовых невзгод: маленькая пенсия, непонимание и даже противодействие родных (жена сожгла роман и много рисунков). Но это не мешало ему работать хотя бы на уголке кухонного стола или на подоконнике. Чтобы понять эту горестную ситуацию творчества, нужно не забывать, что Никифоров начал работать с красками в 63 года, что был он инвалид с искалеченным позвоночником, что сам процесс создания иллюстраций был очень трудоемким и необычным. На одной лестничной площадке с ним, оказалось, жил профессиональный художник, график Владимир Ильич Андрушкевич. Так они друг другом и познакомились.
Наметанным глазом художника-профессионала Владимир Ильич Андрушкевич увидел в нехитрых работах подлинный феномен народной культуры, а Иван Михайлович Никифоров обрел в лице Андрушкевича покровителя и друга в мире искусства.
Андрушкевич развесил его работы в малом зале пушкинского Дома культуры вместе с работами других самодеятельных художников района. Работы Ивана Михайловича В. И. Андрушкевич выставлял на областных, республиканских и даже всесоюзных выставках. В 1967 году после групповой выставки самодеятельных художников три картины И. М. Никифорова «Широкая масленица», «Свадьба» и «Старая Москва» организаторы выставки направили в Париж на Международную выставку художников-любителей, и работы вернулись оттуда с почетным дипломом. Андрушкевич активно содействовал тому, чтобы принять И. М. Никифорова в члены МОСХа. Уже как члену этого творческого союза Ивану Михайловичу купили бумагу, краски, кисти. Осенью 1969 г. его определили в Дом творчества СХ РСФСР в поселке Челюскинский, чтобы он сменил обстановку и немного отдохнул, пообщался с признанными живописцами и графиками. Он немного робел перед ними за свою неученость. В Доме творчества его однажды пригласили на сеанс рисования с натурщицей. Вот как сам Иван Михайлович рассказывал потом об этом эпизоде: «Понимаешь, они мне говорят: Михалыч, пойдем натуру рисовать. Я-то, старый дурень, и согласился. Не знал, в чем дело. Приходим в комнату, а там какая-то женщина в халате сидит. Зачем она тут, думаю, так по-домашнему расположилась? Когда все уселись, она, бесстыжая, этот самый свой халат р-р-раз с себя и, значит, в чем мать родила осталась. Я готов был сквозь землю провалиться. А мужикам хоть бы что. Рисуют себе, деловито поглядывают, будто перед ними не баба голая, а полено деревянное. Понимаешь, какие развратники?».
В конце 1960-х состояние здоровья И. М. Никифорова стало ухудшаться. У него ослабло зрение, появилась дрожь в правой руке, так что приходилось придерживать ее левой. Попытки лечиться ситуацию не изменили – болезнь прогрессировала. Осенью 1971 года Ивану Михайловичу пришлось лечь в железнодорожную больницу. Наблюдение врачей, систематическое лечение и правильное питание, казалось, отодвинули роковую черту, и временами у его друзей появлялась надежда на выздоровление…
Умер И. М. Никифоров 4 декабря 1971 года. Он всего несколько недель не дожил до персональной выставки своих картин.
Готовившаяся Союзом художников РСФСР, московской областной организацией Союза художников РСФСР и московским областным Домом народного творчества персональная выставка И. М. Никифорова открылась 4 января 1972 в Центральном доме литераторов сразу по завершении персональной выставки "Пиросмани". На ней было представлено более ста работ, а начиналась она портретом в траурной кайме Ивана Михайловича.
Пронзительным свидетелем этой, ставшей посмертной, выставки остался черно-белый буклет с автобиографией и рисунками-воспоминаниями «Моя жизнь». После выставки В. И. Андрушкевич некоторое время хранил работы И. М. Никифорова у себя в московской мастерской, а затем передал их – все 80 – в Суздальский музей народного творчества. . В ноябре-декабре 1988 года акварели И. М. Никифорова демонстрировались на выставке «Наивная живопись» Ивана Никифорова» в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского в Ленинграде.
В начале февраля 1989 персональную выставку графики «Народная картинка Ивана Никифорова» организовал Союз художников РСФСР. Работы Ивана Михайловича около 30 раз выставлялись вместе с произведениями самодеятельных художников в Ленинграде, Выборге, Болшево, Ивантеевке, Истре, Туле, Иваново, Осташково, Полоцке (Беларусь)...
Искусствоведы в один голос заговорили о документально-исторической и познавательной ценности работ Ивана Михайловича. Доминирующим в его работах был контурный, детализированный рисунок, который раскрашивался акварелью или гуашью. Большинство произведений Никифорова образуют серии: "Старая Москва", "Старая деревня", "Моя жизнь", циклы иллюстраций к народным песням и романсам. По единодушному мнению экспертов, Никифоров Иван Михайлович входит в число 10 лучших наивных художников России.